Environmental protection

Zarubezhneft’s policy in health, labor, environment, safety, and social responsibility defines ecological well-being as the basis for a production facility's economic stability, which contributes to achieving of the UN SDGs.

In 2020, the Company successfully underwent a recertification audit to confirm the its certification for compliance with the international standard ISO 14001:2015.

  • Zarubezhneft
  • JC RUSVIETPETRO
  • ZARUBEZHNEFT-Dobycha Kharyaga
  • RMNTK Nefteotdacha
  • Modriča Motor Oil Plant
  • Zarubezhneftestroymontazh
  • ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara
  • Ulyanovskneftegaz
  • Orenburgnefteotdacha
  • Giprovostokneft

included in 2020

  • VNIIneft

Biodiversity conservation programs 304-3

In 2020, ZARUBEZHNEFT GROUP’s subsidiaries operating in Russia’s Arctic zone (ZARUBEZHNEFT—Dobycha Kharyaga and JC RUSVIETPETRO) continued working on biodiversity conservation in accordance with the approved programs. ZARUBEZHNEFT—Dobycha Kharyaga completed work on adjusting the Biodiversity Conservation Program (BCP) of the Kharyaga license area based on a biota inventory and the identification of species that are indicators of the sustainable state of the Kharyaga field’s ecosystems. The implementation of the BCP of ZARUBEZHNEFT—Dobycha Kharyaga was postponed until 2021 due to the spread of COVID-19 and the ban on travel across Russia. Since 2019, the Company’s employees have been taking part in the Clean Shores movement in the Nenets Autonomous Area. Its main task is to jointly improve and clear the banks of local reservoirs from garbage.

BCPs have been developed by ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara (Ulyanovskneftegaz and Orenburgnefteotdacha).

Biodiversity conservation issues have come to the forefront in political and environmental programs and currently represent one of the most pressing problems of the 21st century. Numerous international agreements on biodiversity conservation are being concluded, and government bodies around the world are developing and adopting national legislation to address biodiversity loss and the degradation of ecosystems.

As part of the federal project ‘Conservation of Biological Diversity and Development of Eco-Tourism’, as regards the implementation of measures for the conservation and reintroduction of the Siberian Crane (white crane), Zarubezhneft and the Russian Ministry of Natural Resources and the Environment concluded an agreement on cooperation on December 30, 2019 with total funding of RUB 42.785 million. The agreement envisages the Priority Action Plan for the Conservation and Restoration of the Siberian Crane on the Territory of the Russian Federation in 2020–2024. The following federal state budget-funded institutions have been appointed as the entities responsible for the work of the Ministry of Natural Resources: Oka State Reserve and OSRI Ecology.

In 2020, despite the restrictions caused by the spread of COVID-19, Oka State Reserve began implementing the action plan, for which Zarubezhneft donated RUB 3.829 million. The allocated funds created conditions for the breeding of Siberian Cranes with the purchase of the necessary drugs, feed, and vitamins. This work will continue in 2021 to fund activities to breed Siberian Cranes for release into the wild. The Company plans to allocate RUB 17.625 million.

Independent assessment

The Company pays great attention to an independent assessment of stakeholders. Since 2014, Zarubezhneft has been participating in the Environmental Openness rating based on the methodology of the World Wildlife Fund (WWF). Zarubezhneft finished first among the 20 largest oil and gas companies in Russia in 2020, improving its position from the previous year.

Environmental policy

In accordance with its ‘Search for and Assessment of New Projects’ standard, the Company pays special attention to environmental issues and the assessment of green risks. All projects undergo an environmental audit in which the main criterion is the absence of specially protected natural areas within the contract area. During the implementation of a project, an environmental impact assessment is conducted, and measures are developed to reduce the fragmentation of landscapes and the area of disturbed territories.

Zarubezhneft has uniform HSE requirements for contractors. The regulations for interaction with the Company’s contractors have the same requirements for compliance with the environmental standards as for Zarubezhneft’s subsidiaries. There is a ban on picking mushrooms and berries as well as hunting and fishing in the area of the Company’s projects.

ZARUBEZHNEFT GROUP’s subsidiaries monitor the integrity of inter-field oil pipelines on a monthly basis, which is one of the priorities of the Company’s Environmental Policy.

All pipelines function without exceeding the standard operating period established by a project or expert organizations. In order to determine the technical condition of infield pipelines and confirm the standard operating period of the pipeline system, the Company annually conducts a technical examination and an industrial safety examination in accordance with the schedules.

Environmental measures

In 2020, ongoing funding for environmental activities at subsidiaries in the Russian Federation amounted to approximately RUB 266.576 million, which is significantly higher than the level of 2019 (+22%).

One of the Company’s priority environmental tasks is to minimize the impact of drilling waste through its neutralization and use, followed by the elimination of sludge pits. There are no oil-contaminated lands on ZARUBEZHNEFT GROUP’s balance sheet.

Regular measurements of the air, soil, snow, surface water, and bottom sediments were carried out on the territory of all licensed areas of the Group’s enterprises as part of local environmental monitoring and industrial environmental control.

Observational data is compared with the background values of natural indicators. During the reporting period, the maximum permissible concentration (MPC) standards on the territory of the Russian Federation were not exceeded.

GROSS AIR EMISSIONS BY ZARUBEZHNEFT GROUP, thousand tons 305-7
Air emissions 2018 2019 2020
Solids 0.437 0.280 0.215
Sulfur dioxide 6.909 6.841 4.928
Carbon monoxide 7.914 6.375 4.204
Nitrogen oxide 1.213 1.225 0.888
Hydrocarbons (no volatile organic compounds) 8.804 7.015 6.199
Volatile organic compounds 3.900 3.251 0.958
Other gaseous and liquid substances
GROSS AIR EMISSION OF HAZARDOUS SUBSTANCES 29.18 24.99 17.39

Reducing greenhouse gas emissions 305-1

In order to confirm its commitment to the overall low-carbon trend and climate agenda, the Company has continued implementing measures to reduce greenhouse gas emissions at existing operations in pursuit of carbon neutrality as an inescapable reality and right to further operate. Zarubezhneft is aware of the need to make radical changes in business models, asset portfolios, and accepted practices in order to deeply transform structurally. In this regard, 2021 should be a turning point.

In 2020, in an effort to reduce its own emissions, the Company carried out operational improvements, increased staff awareness, and continued the implementation of low-carbon technologies (energy efficient equipment, timely equipment maintenance, and the implementation of the gas program). The Company also invests in innovative green technologies and renewable energy sources.

In early November 2020, Russian President Vladimir Putin signed a decree to reduce greenhouse gas emissions in order for the Russian Federation to fulfill its obligations under the Paris Agreement. In this regard, ZARUBEZHNEFT GROUP pays close attention to the implementation of the Gas Program for the Sustainable Use of Associated Petroleum Gas in 2020-2024.

The use of APG for internal heat generation and electricity needs has increased thanks to the measures taken in the Gas Program of 2020. The volume of APG production and use is based on the readings of gas metering units. The APG beneficial utilization rate for 2020 in the Group’s Russian segment (JC RUSVIETPETRO and ZARUBEZHNEFT–Dobycha Samara as part of UNG and ONO) amounted to 95.2%, which is in line with the targets set in the Gas Program for 2020 (actual 2019 — 92.5%, plan for 2020 — 95.2%).

PRODUCTION AND USE OF ASSOCIATED PETROLEUM GAS BY ZARUBEZHNEFT GROUP IN 2020 (RUSSIAN SEGMENT), million м3
Enterprise APG production APG usage for internal needs % APG usage
JC RUSVIETPETRO 110.25 104.90 95.1
Orenburgnefteotdacha 2.24 2.24 99.8
Ulyanovskneftegaz 0.52 0.48 92.9
TOTAL 113.01 107.62 95.2

The associated petroleum gas produced at the Kharyaga field is high-sulfur, which complicates its beneficial use. According to the Kharyaga field development project, ZARUBEZHNEFT–Dobycha Kharyaga plans to continue working on the launch of equipment for gas purification from hydrogen sulfide, a gas turbine unit and the necessary infrastructure for compressing purified gas. At the end of 2020, the level of APG utilization at ZARUBEZHNEFT–Dobycha Kharyaga amounted to 61.8%, while the target was 47.8%. The utilization level increased due to the supply of APG to the gas transmission network of LUKOIL–Komi. By 2027, the Company plans to achieve an APG useful utilization level of 95%.

In order to meet its commitment to the overall low-carbon trend and climate agenda, the Company continued to implement measures to reduce greenhouse gas emissions from existing processes, while striving for carbon neutrality as an inevitable reality and the right to continue operating. Zarubezhneft is aware of the need to make radical changes to its business models, asset portfolios, and accepted practices in order to achieve a deep transformation structure, and in this regard, 2021 should be a turning point.

In 2020, in order to reduce its own emissions, the Company made improvements to production, increased staff awareness, and continued the introduction of low-carbon technologies and energy-efficient equipment, timely equipment maintenance, and the implementation of the Gas Program. The Company also invests in innovative green technologies and renewable energy sources.

Integrated environmental permits

In 2020, Zarubezhneft continued its involvement in the initiative of the Russian Federal Service for Supervision of Natural Resources is the Federal Environmental, Industrial, and Nuclear Supervision Service (Rosprirodnadzor) to issue integrated environmental permits as part of the implementation of the federal project ‘Introduction of the Best Available Technologies’ of the national Ecology project. As a result of participating in this project, Zarubezhneft subsidiary ZARUBEZHNEFT–Dobycha Kharyaga, which became the first company in Russia to receive an integrated environmental permit (IEP), was granted a positive conclusion from the environmental impact assessment in 2019. In 2020, ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara sent an application for an IEP to the territorial bodies of Rosprirodnadzor, and JC RUSVIETPETRO signed an agreement to support the receipt of an IEP in the territorial body of Rosprirodnadzor in 2021.

Environmental indicators in Russia306-2

The implementation of the Gas Program in 2020 reduced specific pollutant emissions, which decreased from 5.13 to 3.86 tons per thousand tons of oil produced, as well as specific greenhouse gas emissions — from 160 tons of CO2 equivalent per thousand tons of oil produced to 150 tons of CO2 equivalent per ton of oil produced compared with 2019.

AIR EMISSIONS, tons/thousand tons of oil
GREENHOUSE GAS EMISSIONS IN RUSSIA, thousand tons/thousand tons of oil
WASTE GENERATION PER YEAR, tons
WASTE GENERATION, tons/thousand tons
WATER INTAKE, thousand m3
WATER INTAKE, thousand tons/thousand tons of oil

In 2020, the amount of mandatory payments for negative environmental impacts amounted to RUB 40,399,165 and as well as RUB 800,000 in of fines for violations of environmental legislation.

In August 2020, the Rosprirodnadzor regional offices issued a compliance notice for the lack of a geo-monitoring program for three fields of ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara.

The Company strictly follows the legislative requirements of the Russian Federation and the countries where it operates. Zarubezhneft did not discharge water or wastewater, including oil, or contaminate land in 2020.

306-3

In 2020, drilling rates did not decrease. Specific waste generation indicators increased from 4.53 tons per 1,000 tons of oil produced in 2019 to 7.13 tons in 2020. Most of the waste generated is 4th hazard class waste, or construction waste.

Reducing greenhouse gas emissions

Zarubezhneft believes the Russian Federation’s accession to the Paris Climate Agreement is an important step towards expanding the effective use of associated gas. We have also worked on solutions to leverage the benefits of natural gas to meet the goals of the Paris Climate Agreement, which the Russian Federation adopted in September 2019.

In accordance with the ‘Methodological Indicators and Guidelines for Quantifying the Volume of Greenhouse Gas Emissions by Organizations Engaged in Economic and Other Activities in the Russian Federation’ (approved by Order No. 300 of the Russian Ministry of Natural Resources and the Environment dated June 30, 2015 and registered with the Russian Ministry of Justice on December 15, 2015, as Registration No. 40098), Zarubezhneft calculated the volume of greenhouse gas emissions into the atmosphere for 2020 as a result of the activities of production enterprises.

Fixed investment in environmental protection in 2020 is associated with the planned measures for the construction and equipment of a waste disposal site at JC RUSVIETPETRO. Pursuant to design solutions for the site ‘Landfill for the Neutralization and Disposal of Waste from the Slivka Severo-Khosedayuskoye Field’, the Company purchased a second UPNSH-05 unit for the disposal of oily waste. The costs of other environmental protection measures (required scheduled maintenance of water treatment systems and expenses on environmental monitoring in terms of implementing biodiversity conservation programs) are given in the table:

CHANGES IN GREENHOUSE GAS EMISSIONS, MLN TONS СО2 EQUIVALENT

Due to the implementation of the gas program, emissions in 2020 amounted to around 654,000 tons of CO2 equivalent, which is 17.2% less than the previous year.

EXPENSES FOR ENVIRONMENTAL PROTECTION, RUB mln
Investments 2018 2019 2020 2021 +/–
Fixed investments for environmental protection 228.21 60.30 15.91 23.53 –44.39
Fee for negative environmental impact 20.38 17.30 40.40 37.53 23.10
Fines for environmental pollution 0.51 0.94 0.80 0.00 –0.14
Operating costs for environmental protection, including: 163.80 218.04 176.39 238.46 –41.65
For the protection of water bodies 23.89 10.31 5.05 13.15 –5.26
For the protection of atmospheric air 3.70 7.72 5.55 11.33
For the protection of land resources from production and consumption waste 119.00 181.69 145.27 183.60 –36.42
For land reclamation 17.37 18.31 9.02 11.35
Other areas in nature protection 0.00 0.00 11.50 19.03 11.50
TOTAL 412.90 296.58 233.50 299.51 –63.08

Interaction with stakeholders 102-40 102-42 102-43 102-44

Zarubezhneft is committed to interacting with all stakeholders in order to maintain and establish constructive relations when implementing projects. Corporate requirements for staff and contractors include rules for the respectful and considerate treatment of minority interests.

Since 2009, JC RUSVIETPETRO and the Administration of the Nenets Autonomous Area have been observing a cooperation agreement on engagement with the indigenous peoples of the North. Since 2017, ZARUBEZHNEFT–Dobycha Kharyaga has been implementing Methodological Recommendations for Conduct in Territories Where Indigenous Minorities of the North Traditionally Use Natural Resources.

In 2020, the Company held 17 tabletop exercises to respond to emergencies at fields with monitoring conducted via video conferencing by the Emergency Situations Commission. The increase in tabletop exercises was due to the high-profile environmental disasters that attracted close public attention in 2020 and the novel coronavirus infection. The Company assessed the risks in a timely manner and took a proactive approach. In addition, the Company’s subsidiaries conducted their own training sessions together with contractors to work out training tasks for the most important work processes.

In an effort to ensure the Company’s readiness to respond to emergency oil and petroleum product spills as well as other possible accidents, subsidiaries have concluded the following agreements:

  • To clean up accidental oil and petroleum product spills at production facilities with specialized organizations. The agreement provides for constant (round-the-clock) readiness of skilled personnel and equipment for mobilization to clean up accidental spills.
  • To prevent and eliminate oil, gas, and water inflows and open fountains (OGWI and OF). This Agreement provides for the constant operational readiness of forces and equipment to respond to emergencies caused by OGWI and OF at the Company’s facilities. Preventive work is carried out on a quarterly basis together with the Company’s employees to prevent OGWI and OF from occurring at the facilities.
  • To provide fire safety (fire extinguishing) services.

Since the start of the year, ZARUBEZHNEFT GROUP has conducted 12 tabletop exercises associated with the following risks:

  • Ingress of oil products into water bodies
  • The spread of COVID-19
  • Industrial incidents with subsequent fire

The tabletop exercises took place in real time, with the maximum number of staff involved, and practiced various scenarios, using video materials. Some of the videos filmed during the exercise in 2019–2020 were taken into account by the WWF when recapping the results of the Environmental Responsibility Rating of Russian oil and gas companies in 2019.

In 2020, changes were made to the corporate concept of tabletop exercises to involve internal contractors and public fire departments in joint training as external stakeholders to cope with real risks in a training environment.

Taking into account the lessons learned from environmental disasters in 2020, the Company conducted an audit to assess the adequacy of equipment and the volume of reserves of material resources and personal protective equipment for the elimination and localization of incidents, accidents, and emergencies.

Development plans

In 2021, the Company embarked on a course to expand the scope of work to improve indicators on ESG principles and the UN Sustainable Development Goals. Much of the efforts will be tied to the creation of a corporate program to minimize the Company’s carbon footprint. Zarubezhneft will also continue biodiversity conservation work.

Охрана окружающей среды

Политика АО «Зарубежнефть» в области охраны здоровья, труда, окружающей среды, безопасности и социальной ответственности определяет экологическое благополучие как основу экономической стабильности предприятия, что способствует достижению целей устойчивого развития ООН.

В 2020 году успешно пройден ресертификационный аудит с целью подтверждения Сертификации на соответствие международному стандарту ISO 14001:2015:

  • АО «Зарубежнефть»
  • ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»
  • ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»
  • АО «РМНТК «Нефтеотдача»
  • АО «МПЗ Модрича»
  • ООО «Зарубежнефтестроймонтаж»
  • ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара»
  • ООО «Ульяновскнефтегаз»
  • АО «Оренбургнефтеотдача»
  • АО «Гипровостокнефть»

Включено в 2020 году:

  • АО «ВНИИнефть»

Программы сохранения биоразнообразия 304-3

В 2020 году в дочерних обществах Группы компаний «Зарубежнефть», осуществляющих свою производственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» и ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»), продолжились работы по сохранению биоразнообразия в соответствии с утвержденными Программами. ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» в 2020 году были завершены работы по корректировке Программы сохранения биологического разнообразия (СБР) Харьягинского лицензионного участка на основе инвентаризации биоты и определения видов, являющихся индикаторами устойчивого состояния экосистем Харьягинского месторождения. Реализация Программы СБР ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» была перенесена на 2021 год в связи с распространением COVID-19 и запретом на перемещения по России. С 2019 года работники Общества участвуют в движении «Чистые берега» в Ненецком автономном округе. Основная его задача – совместными усилиями благоустроить и очистить берега местных водоемов от мусора.

Разработаны программы по сохранению биоразнообразия ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (ООО «Ульяновскнефтегаз», АО «Оренбургнефтеотдача»).

Вопросы сохранения биоразнообразия выходят на первое место в политических и природоохранных программах и в настоящий момент представляют одну из самых актуальных проблем XXI века. Заключаются многочисленные международные соглашения по сохранению биоразнообразия, правительственные органы во всех странах мира разрабатывают и принимают национальные законодательства для решения проблем утраты биоразнообразия и деградации экосистем.

В рамках исполнения федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» в части реализации мероприятий по сохранению и реинтродукции стерха (белого журавля) 30 декабря 2019 года было заключено соглашение о взаимодействии между АО «Зарубежнефть» и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с общим объемом финансирования 42 785 тыс. руб. Условиями соглашения предусматривается реализация Плана приоритетных мероприятий по сохранению и восстановлению стерха на территории Российской Федерации в 2020–2024 годах. Исполнителями работ Минприроды России назначены Окский государственный заповедник и Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды.

В 2020 году, несмотря на ограничения, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, Окский государственный заповедник начал работу по реализации Плана мероприятий, на которые АО «Зарубежнефть» перечислило 3 829 тыс. руб. На выделенные средства были подготовлены условия для размножения пар стерхов: закуплены необходимые препараты, корма и витамины. Начатая работа будет продолжена и в 2021 году, на финансирование мероприятий по разведению стерхов для выпуска в дикую природу планируется выделить 17 625 тыс. руб.

Независимая оценка

Компания уделяет большое внимание независимой оценке заинтересованных сторон. Начиная с 2014 года АО «Зарубежнефть» участвует в рейтинге экологической открытости согласно методике Всемирного фонда дикой природы (WWF). Среди 20 крупнейших нефтегазовых компаний России в 2020 году АО «Зарубежнефть» заняло первое место, улучшив свою позицию прошлого года.

Экологическая политика Компании

В соответствии со стандартом «Поиск и оценка новых проектов» Компания уделяет особое внимание экологическим аспектам и оценке «зеленых» рисков. Все проекты проходят экологический аудит, главным критерием которого является отсутствие в пределах контрактной площади особо охраняемых природных территорий. При реализации проекта проводится оценка воздействия на окружающую среду, разрабатываются мероприятия по снижению фрагментации ландшафтов и площади нарушенных территорий.

В АО «Зарубежнефть» действуют единые требования в области ОТ, ПБ и ООС к подрядным организациям. В регламенте взаимодействия c подрядными организациями, действующем в Компании, устанавливаются аналогичные требования по соблюдению экологических стандартов, как и c дочерними обществами АО «Зарубежнефть». Устанавливается запрет на сбор грибов и ягод, ведение охоты и рыбной ловли в зоне реализации проектов Компании.

В дочерних обществах Группы компаний «Зарубежнефть» на ежемесячной основе осуществляется контроль целостности межпромысловых нефтепроводов, что является одним из приоритетов экологической политики Компании.

Все 100 % трубопроводов эксплуатируются без превышения, установленного проектом или экспертными организациями, срока нормативной эксплуатации. С целью определения технического состояния внутрипромысловых трубопроводов и подтверждения срока нормативной эксплуатации трубопроводной системы Компания ежегодно в соответствии с графиками проводит техническое освидетельствование и экспертизу промышленной безопасности.

Природоохранные мероприятия

В 2020 году уровень текущего финансирования природоохранных мероприятий в дочерних обществах, расположенных на территории Российской Федерации, составил порядка 266,576 млн руб., что значительно выше уровня 2019 года (+22 %).

Одной из приоритетных природоохранных задач, стоящих перед Обществом, является минимизация влияния отходов бурения посредством их обезвреживания и использования с последующей ликвидацией шламовых амбаров. Нефтезагрязненные земли на балансе Группы компаний «Зарубежнефть» отсутствуют.

В целом на территории всех лицензионных участков предприятий Группы компаний «Зарубежнефть» в рамках проведения локального экологического мониторинга и производственного экологического контроля проводились регулярные замеры воздушной среды, почв и снега, поверхностных вод и донных отложений.

Данные наблюдений сравниваются с фоновыми значениями природных показателей. За отчетный период превышения нормативов предельно допустимых концентраций на территории Российской Федерации не отмечено.

Валовые выбросы в атмосферу по Группе компаний «Зарубежнефть» в сегменте «Геологоразведка и добыча», тыс. т 305-7
Выбросы в атмосферу 2018 2019 2020
Твердые вещества 0,437 0,280 0,215
Диоксид серы 6,909 6,841 4,928
Оксид углерода 7,914 6,375 4,204
Оксид азота 1,213 1,225 0,888
Углеводороды (без летучих органических соединений) 8,804 7,015 6,199
Летучие органические соединения 3,900 3,251 0,958
Прочие газообразные и жидкие
ВАЛОВЫЙ ВЫБРОС В АТМОСФЕРУ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ 29,18 24,99 17,39

Сокращение выбросов парниковых газов 305-1

Для реализации приверженности общему низкоуглеродному тренду и климатической повестке Компания продолжила осуществление мероприятий для сокращения выбросов парниковых газов на существующих процессах, стремясь к углеродной нейтральности как неизбежной реальности и права на дальнейшее осуществление деятельности. АО «Зарубежнефть» осознает необходимость внесения радикальных изменений в бизнес-модели, портфели активов и принятые практики в целях глубокой структурной трансформации, и в этом отношении 2021 год должен стать переломным.

В 2020 году для сокращения собственных выбросов Компания предпринимала производственные улучшения и повышение осведомленности персонала, продолжила внедрение низкоуглеродных технологий (энергоэффективное оборудование, своевременное техническое обслуживание оборудования и реализация Газовой программы). Также Компания инвестирует в инновационные «зеленые» технологии и ВИЭ.

В начале ноября 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ о сокращении выбросов парниковых газов в целях реализации Российской Федерацией своих обязательств по Парижскому соглашению. Поэтому реализации Газовой программы рационального использования попутного нефтяного газа на период 2020–2024 годов по Группе компаний «Зарубежнефть» уделяется пристальное внимание.

Благодаря выполненным мероприятиям Газовой программы 2020 года увеличилось использование ПНГ на собственные нужды для выработки тепловой и электрической энергии. Объем добычи и использования ПНГ осуществляется на основании показаний узлов учета газа. Уровень полезного использования ПНГ за 2020 год в Группе компаний «Зарубежнефть» российского сегмента (ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» в составе ООО «УНГ» и АО «ОНО») составил 95,2 %, что соответствует плановым показателям, заложенным в Газовой программе на 2020 год (факт 2019 года – 92,5 %, план на 2020 год – 95,2 %).

Добыча и использование попутного нефтяного газа по группе компаний «Зарубежнефть» в 2020 году (российский сегмент), млн м3
Предприятие Добыча ПНГ Использование ПНГ на собственные нужды % от использования ПНГ
ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» 110,25 104,90 95,1
АО «Оренбургнефтеотдача» 2,24 2,24 99,8
ООО «Ульяновскнефтегаз» 0,52 0,48 92,9
ВСЕГО 113,01 107,62 95,2

Добываемый попутный нефтяной газ на Харьягинском месторождении является высокосернистым, что затрудняет его полезное использование. Согласно проекту обустройства Харьягинского месторождения, в планах ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» – продолжение работ по запуску оборудования очистки газа от сероводорода, ГТУ и необходимой инфраструктуры для компримирования очищенного газа. По итогам 2020 года уровень использования ПНГ по ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» составил 61,8 % при плановых показателях 47,8 %. Рост уровня использования стал возможен благодаря поставкам ПНГ в газотранспортную сеть ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». К 2027 году планируется достичь уровня полезного использования ПНГ 95 %.

Для реализации приверженности общему низкоуглеродному тренду и климатической повестке Компания продолжила осуществление мероприятий для сокращения выбросов парниковых газов на существующих процессах, стремясь к углеродной нейтральности как неизбежной реальности и праву на дальнейшее осуществление деятельности. АО «Зарубежнефть» осознает необходимость внесения радикальных изменений в бизнес-модели, портфели активов и принятые практики в целях глубокой структурной трансформации, и в этом отношении 2021 год должен стать переломным.

В 2020 году для сокращения собственных выбросов Компания предпринимала производственные улучшения и повышение осведомленности персонала, продолжила внедрение низкоуглеродных технологий – энергоэффективного оборудования, своевременного технического обслуживания оборудования и реализации Газовой программы. Также Компания инвестирует в инновационные «зеленые» технологии и ВИЭ.

Комплексные экологические разрешения

В 2020 году АО «Зарубежнефть» продолжила участие в инициативе Росприроднадзора по выдаче комплексных экологических разрешений в рамках реализации федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» нацпроекта «Экология». По итогам участия в данном проекте положительное заключение экологической экспертизы получила в 2019 году дочерняя компания АО «Зарубежнефть» ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга», ставшая первой среди компаний Российской Федерации, получившей комплексное экологическое разрешение (КЭР). В 2020 году заявка на получение КЭР направлена в территориальные органы Росприроднадзора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», а ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» заключен договор на сопровождение получения КЭР в территориальном органе Росприроднадзора в 2021 году.

Показатели в сфере ООС по Группе компаний «Зарубежнефть» в Российской Федерации306-2

Реализация Газовой программы в 2020 году позволила уменьшить удельные показатели выбросов загрязняющих веществ, которые снизились по сравнению с 2019 годом с 5,13 до 3,86 т на тысячу тонн добытой нефти, а также удельные выбросы парниковых газов с 0,16 тыс. т СО2-эквивалента на тысячу тонн добытой нефти до 0,15 тыс. т СО2-эквивалента на тонну добытой нефти.

Выбросы в атмосферу, т / тыс.т нефти
Выбросы парниковых газов в России, тыс.т / тыс.т нефти
Образование отходов за год, т
Образование отходов, т / тыс. т
Забор воды, тыс. м3
Забор воды, тыс.т / тыс.т нефти

В 2020 году размер обязательных платежей за негативное воздействие составил 40 399,165 тыс. руб. и 800 тыс. руб. штрафов за нарушение природоохранного законодательства.

В августе 2020 года территориальными органами РПН выдано предписание за отсутствие программы геомониторинга трех месторождений ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара».

Компания строго следует требованиям законодательства Российской Федерации и стран присутствия: сброс вод на рельеф, загрязнение земли, в том числе нефтью, сброс загрязненных сточных вод в 2020 году не проводили.

306-3

В 2020 году снижения темпов бурения не произошло. Удельные показатели образования отходов выросли с 4,53 т на 1 тыс. т добытой нефти в 2019 году до 7,13 т в 2020 году. В составе образующихся отходов большую часть по массе составляют отходы 4-го класса опасности – строительные отходы.

Снижение эмиссии парниковых газов

Важным шагом в направлении расширения эффективного использования попутного газа АО «Зарубежнефть» считает присоединение Российской Федерации к Парижскому соглашению по климату. Мы также работали над решениями, которые позволят использовать преимущества природного газа для достижения целей Парижского соглашения по климату, принятого Российской Федерацией в сентябре 2019 года.

В соответствии с «Методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации» (утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 300, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2015 года, регистрационный номер 40098) АО «Зарубежнефть» был проведен расчет объема выбросов парниковых газов в атмосферу за 2020 год в результате производственной деятельности добывающих предприятий.

Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды в 2020 году связаны с плановой реализацией мероприятий по строительству и оборудованию полигона размещения отходов на ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО». Во исполнение проектных решений по объекту «Полигон обезвреживания и размещения отходов Северо-Хоседаюского месторождения им. А. Сливки» закуплена вторая установка по утилизации нефтесодержащих отходов УПНШ-05. Затраты на другие природоохранные мероприятия (необходимое плановое техническое обслуживание систем водоподготовки, затраты на экологический мониторинг в части реализации Программ сохранения биоразнообразия) приведены в таблице.

Динамика выбросов парниковых газов, млн т СО2-эквивалента
За счет реализации газовой программы объем выбросов в 2020 году составил порядка 0,654 млн т CO2-эквивалента, что ниже уровня прошлого года на 17,2 %.
Расходы на охрану окружающей среды (ОС), млн руб.
Инвестиции 2018 2019 2020 2021 +/–
Инвестиции в основной капитал на охрану ОС 228,21 60,30 15,91 23,53 –44,39
Плата за негативное воздействие на ОС 20,38 17,30 40,40 37,53 23,10
Начисленные штрафы за загрязнение ОС 0,51 0,94 0,80 0,00 –0,14
Текущие затраты на охрану ОС, в том числе: 163,80 218,04 176,39 238,46 –41,65
на охрану водных объектов 23,89 10,31 5,05 13,15 –5,26
на охрану атмосферного воздуха 3,70 7,72 5,55 11,33
на охрану земельных ресурсов от отходов
производства и потребления
119,00 181,69 145,27 183,60 –36,42
на рекультивацию земель 17,37 18,31 9,02 11,35
другие направления в сфере охраны природы 0,00 0,00 11,50 19,03 11,50
ВСЕГО 412,90 296,58 233,50 299,51 –63,08

Взаимодействие с заинтересованными сторонами 102-40 102-42 102-43 102-44

С целью поддержания и налаживания конструктивных отношений при реализации проектов АО «Зарубежнефть» стремится взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами. Корпоративные требования к персоналу и к подрядным организациям включают в себя правила уважительного и внимательного отношения к интересам малочисленных народов.

С 2009 года между ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» и Администрацией Ненецкого автономного округа действует соглашение о сотрудничестве по вопросу взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера. В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» с 2017 года действуют Методические рекомендации поведения на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

В 2020 году на уровне Компании было проведено 17 командно-штабных учений по реагированию на ЧС на месторождении с осуществлением контроля по видео-конференц-связи со стороны комиссии по чрезвычайным ситуациям. Увеличение командно-штабных учений произошло из-за нашумевших экологических катастроф, которые привлекли к себе пристальное внимание общественности в 2020 году, и новой коронавирусной инфекции. Компания вовремя оценила риски и проявила проактивный подход. Кроме этого, дочерними обществами Компании были проведены собственные учебно-тренировочные занятия совместно с подрядными организациями для отработки учебных задач по наиболее актуальным рабочим процессам.

В рамках готовности Общества к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также других возможных аварий дочерними обществами заключены следующие договоры:

  • со специализированными организациями – на ликвидацию последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на производственных объектах. Договором предусмотрено обеспечение постоянной (круглосуточной) готовности квалифицированного персонала и оборудования к мобилизации на выполнение работ по ликвидации последствий аварийных разливов;
  • по предупреждению и ликвидации газонефтеводопроявлений (ГНВП) и открытых фонтанов (ОФ). Данным договором предусмотрено поддержание в постоянной оперативной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные ГНВП и ОФ на объектах Общества. Ежеквартально совместно с работниками Общества проводятся профилактические работы по предупреждению возникновения ГНВП и ОФ на объектах;
  • на оказание услуг в области пожарной безопасности (тушение пожаров).

С начала года в Группе компаний «Зарубежнефть» проведено 12 командно-штабных тренировок, связанных со следующими рисками:

  • попадания нефтепродуктов в водные объекты;
  • распространения COVID-19;
  • производственными инцидентами с последующим возгоранием.

Командно-штабные учения проходили в режиме реального времени, при максимальной вовлеченности персонала, с отработкой различных сценариев, с использованием видеоматериалов. Часть видеоматериалов, снятых в ходе проведения учений в 2019–2020 годах, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России принял для учета при подведении итогов Рейтинга экологической ответственности нефтегазодобывающих компаний Российской Федерации в 2019 году.

В 2020 году изменена корпоративная концепция проведения командно-штабных тренировок – в участие в совместных тренировках вовлечены внутренние подрядчики и государственные пожарные подразделения в качестве внешних заинтересованных сторон для отработки реальных рисков в учебных условиях.

С учетом извлеченных уроков экологических катастроф 2020 года была проведена ревизия с оценкой достаточности оснащения и объема резервов материальных ресурсов и средств индивидуальной защиты для ликвидации и локализации инцидентов, аварий и чрезвычайных ситуаций.

Планы развития

В 2021 году Компанией взят курс на расширение периметра работ по улучшению показателей в области ESG-принципов и целей устойчивого развития ООН. Большая часть усилий будет связана с созданием корпоративной Программы по минимизации углеродного следа. Также будет продолжена работа в области сохранения биоразнообразия.