Energy efficiency

The goal of the Energy Efficiency Program is to reduce product costs in удалить Zarubezhneft Group’s production business segments and enhance its competitiveness on the domestic and global markets.

302-1

Zarubezhneft conducts its energy efficiency activities in accordance with the approved Energy Conservation and Energy Efficiency Improvement Program of ZARUBEZHNEFT GROUP for 2020 (Order No. 368 dated December 16, 2019).

Core principles of the program:
  • Pursue a lean production policy based on the implementation of measures with a payback period of 3–5 years
  • Develop measures that aim to reduce specific energy costs per unit of production, prepare oily liquid and pressure maintenance in the ‘Exploration and Production’ segment, process raw materials in the ‘Refining and Marketing’ segment, and reduce the annual consumption of energy resources in the ‘Service and Other Assets’ segment
  • Involve all employees in the energy resource conservation process
  • Incorporate secondary energy resources and production waste (APG, waste oil, etc.) in the production process

The program is an integral part of the Innovative Development ProgramThe Innovative Development Program was approved by the Interdepartmental Working Group on Technological Development under the Government Commission for the Modernization of the Economy and Innovative Development of Russia (Minutes No. 10-D01 of the IWG dated July 2, 2020) and approved in December 2020 by the Company’s Board of Directors (Minutes No. 188 dated December 24, 2020). Reports on the implementation of the IDP in terms of improving energy efficiency at ZARUBEZHNEFT GROUP are annually submitted before May 1 of the year following the reporting year to the federal executive authorities — the Russian Ministry of Energy, the Russian Ministry of Economic Development, and the Russian Ministry of Education and Science. (IDP) for 2020–2024 with a view until 2030.

Scope of the program:

Geological exploration and production

Production assets
Russia:
JC RUSVIETPETRO
ZARUBEZHNEFT-Dobycha Kharyaga
ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara
Orenburgnefteotdacha
Ulyanovskneftegaz

Vietnam:
JV Vietsovpetro

Refining and sales

Refining
Bosnia and herzegovina:
Brod Refinery
Modriča Motoril Plant

Service assets

Service assets
Russia:
Arktikmorneftegazrazvedka
Giprovostokneft
VNIIneft

The program envisages a reduction of at least 5% in the unit costs of energy resources for the production of petroleum-containing fluid (PCF) at subsidiaries of the Russian segment compared with the 2019 level. The Energy Conservation Program for 2020 contains a target for the development and implementation of new measures (along with the measures introduced in 2017–2019), taking into account the specifics of the segmental division of activities, the organizational structure, and the specifics of the Group’s operations.

Work to conserve energy resources and implement the program’s measures at all the Group’s subsidiaries in the reporting year helped to reduce the specific energy costs for the production of oil and gas liquids versus the 2019 level in the ‘Exploration and Production’ segment and, consequently, to increase the energy efficiency indicators of each separate company and of ZARUBEZHNEFT GROUP as a whole. A total of 62 measures were implemented with an overall economic effect of RUB 1.521 billion (42,885 tons of fuel oil equivalent).

Total fuel and energy resource consumption by the Group in 2020 amounted to 29 million tons of fuel oil equivalent, or RUB 5.363 billion in value terms. The distribution of energy consumption and energy costs for 2020 by production activity segment is shown in the table.

CHANGES IN SPECIFIC CONSUMPTION OF ENERGY RESOURCES FOR THE PRODUCTION OF PCF IN THE OIL PRODUCTION OF ZARUBEZHNEFT COMPANIES, tons of fuel oil equivalent/thousand m3 (Russian segment)

In the reporting year, unit costs of energy resources for the production of PCF at the oil producing enterprises of the Russian segment declined by 24% versus the 2019 level.

Consumption of fuel and energy resources
Segment Electric power, thousand kWh/RUB mln Thermal power, Gcal/RUB mln Fuel, ton/RUB mln Ton of fuel oil equivalent/RUB mln Share of fuel and energy resources, %
Hydrocarbon production 471,023/2,866 68,751/2,267 122,343/5,182 96.6
Oil refining 11,683/31 - 3,511/95 4,814/126 2.4
Service assets 5,862/37 7,529/15.5 62/3 1830/55 1.0
TOTAL 488,568/2,934 7,529/15.5 72,324/2,365 28,987/5,363 100.0

Key energy efficiency measures in 2020:

JC RUSVIETPETRO

  • Organization of external oil transportation facilities (Oil Pumping Station 49, Acceptance Point, Oil Pumping Station 32) of the Oil and Gas Enterprise Energy Efficiency Analytical Information System (OGEEE AIS)
  • Optimization of ESP pressure indicators during well workover
  • Implementation of a program to overhaul generating equipment (gas turbine unit, gas piston electric unit, diesel electric unit)
  • Changing the well operation method and conducting pilot field tests of the installation of an electric screw pump on a highly productive stock
  • Optimization of the electrical heating system for process pipelines and process equipment (operation of self-regulating heating cables)

ZARUBEZHNEFT–Dobycha Kharyaga

  • Transition of power supply for the EP-1 and EP-2 clusters from external networks to power supply from internal generation
  • Use of energy efficient submersible electric motors
  • Replacement of imported control stations for well pads EP-2 and NP-1 with domestic stations
  • Optimization of the output voltage of the variable frequency drive at the well stock

JV Vietsovpetro

  • Provision of power supply for ships (60 Hz, 440 W) from the coastal electric power system during long-term anchorages at port
  • Provision of power supply for double banked ships from the coastal electric power system during long-term anchorages at the JV Vietsovpetro port.

Zarubezhneft strives to use heat and electric energy judiciously. In general, work carried out in 2020 contributed to the reduction of energy costs at enterprises and the further development of energy conservation and the increased energy efficiency of ZARUBEZHNEFT GROUP.

Development plan for the energy conservation and improved energy efficiency program in 2021

In an effort to further develop energy efficiency, the Group has drafted and approved the Energy Conservation Program for 2021, which envisages 91 different measures, including six long-term measures. The cost of implementing these measures in 2021 is estimated at RUB 935.3 million, while the estimated economic effect for the calendar year of use will be about RUB 363.5 million, or 10,979 tons of fuel oil equivalent.

The program also envisages a reduction of at least 1% in the unit costs of energy resources for the production of PCF at subsidiary oil-producing enterprises of the Russian segment compared with the 2019 level.

Энергоэффективность

Цель Программы энергоэффективности – снижение себестоимости продукции в производственных бизнес-сегментах Группы компаний «Зарубежнефть» и повышение конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

302-1

Деятельность АО «Зарубежнефть» в области энергоэффективности осуществляется в соответствии с утвержденной «Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности Группы компаний «Зарубежнефть» на 2020 год» (Приказ 368 от 16 декабря 2019 года).

Основные принципы Программы:
  • проведение политики бережливого производства, основанной на внедрении мероприятий с окупаемостью в течение 3–5 лет;
  • разработка мероприятий, направленных на снижение удельных энергетических затрат на единицу добычи, подготовки нефтесодержащей жидкости и ППД в сегменте «Геологоразведка и добыча», переработки сырья в сегменте «Нефтепереработка и сбыт» и снижения годового потребления энергоресурсов в сегменте «Сервисные и прочие активы»;
  • вовлечение в процесс экономии энергетических ресурсов всего персонала предприятий;
  • вовлечение в производственный процесс вторичных энергетических ресурсов и отходов производства (ПНГ, отходы отработанного масла и т. п.).

Программа является составной частью Программы инновационного развитияПрограмма инновационного развития согласована Межведомственной рабочей группой по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (Протокол МРГ от 2 июля 2020 года № 10-Д01) и утверждена в декабре 2020 года Советом директоров Общества (Протокол 188 от 24 декабря 2020 года). Отчетность по выполнению ПИР в части повышения энергетической эффективности по Группе компаний «Зарубежнефть» ежегодно в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, направляется в ФОИВ – Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России. (далее — ПИР) на 2020–2024 годы с перспективой до 2030 года.

Область действия Программы

Геологоразведка и добыча

Добычные активы
Россия
ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»
ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»
ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара»
АО «Оренбургнефтеотдача»
ООО «Ульяновскнефтегаз»

Вьетнам
СП «Вьетсовпетро»

Нефтепереработка и сбыт

Нефтепереработка
Босния и Герцеговина
АО «НПЗ Брод»
АО «МПЗ Модрича»

Сервисные активы

Сервисные активы
Россия
АО «Арктикморнефтегазразведка»
АО «Гипровостокнефть»
АО «ВНИИнефть»

Программа предусматривает снижение удельных затрат энергоресурсов на добычу объема добываемой нефтесодержащей жидкости (НСЖ) по дочерним нефтедобывающим предприятиям российского сегмента не ниже 0,5 % к уровню 2019 года. В качестве целевого ориентира Программы энергосбережения на 2020 год были предусмотрены разработка и внедрение новых мероприятий (наравне с функционированием мероприятий, внедренных в 2017–2019 годах), учитывающих особенности сегментного разделения деятельности, организационной структуры и специфики деятельности Группы компаний «Зарубежнефть».

Проведенная работа по экономии энергетических ресурсов и работа по внедрению разработанных мероприятий Программы во всех дочерних обществах Группы компаний АО «Зарубежнефть» в отчетном году позволили снизить удельные энергетические затраты по добыче НСЖ к уровню 2019 года в сегменте «Геологоразведка и добыча» и, соответственно, повысить показатели энергоэффективности каждого общества в отдельности и Группы компаний «Зарубежнефть» в целом. Внедрено 62 мероприятия с общим экономическим эффектом 1 521 млн руб. (42 885 т у. т.).

Суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов по Группе компаний «Зарубежнефть» за 2020 год составил 29 млн т у. т., или 5 363 млн руб. в денежном выражении. Распределение энергопотребления и энергозатрат за 2020 год по направлениям производственной деятельности приведено в таблице.

Изменение удельных расходов энергоресурсов на добычу НСЖ по нефтедобывающим предприятиям АО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ», т у. т. / тыс. м3 (российский сегмент)
В отчетном году снижение удельных затрат энергетических ресурсов на добычу нефтесодержащей жидкости по нефтедобывающим предприятиям российского сегмента достигнуто в размере 24 % к уровню 2019 года.
Потребление топливно-энергетических ресурсов
Направление деятельности Электроэнергия, тыс. кВт ∙ ч / млн руб. Тепловая энергия, Гкал / млн руб. Топливо, т нефти / млн руб.

Приведено,

т у. т. / млн руб.

Доля

ТЭР, %

Добыча УВ 471 023 / 2 866 68 751 / 2 267 122 343 / 5 182 96,6
Переработка нефти 11 683 / 31 3 511 / 95 4 814 / 126 2,4
Сервисные активы 5 862 / 37 7 529 / 15,5 62 / 3 1 830 / 55 1,0
ИТОГО 488 568 / 2 934 7 529 / 15,5 72 324 / 2 365 28 987 / 5 363 100,0

Основные мероприятия по энергоэффективности, проведенные в 2020 году

ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»

  • Организация на объектах внешнего транспорта нефти (перекачивающая нефтяная станция 49, приемо-сдаточный пункт, перекачивающая нефтяная станция 32) аналитической информационной системы «Энергоэффективность нефтегазового предприятия» (АИС ЭНП);
  • оптимизация напорных характеристик УЭЦН при ремонте скважин;
  • реализация программы капитальных ремонтов генерирующего оборудования (газотурбинная установка, газопоршневой электроагрегат, дизельный электроагрегат);
  • смена способа эксплуатации скважин, проведение опытно-промысловых испытаний установки электровинтового насоса на высокопродуктивном фонде;
  • оптимизация системы электрообогрева технологических трубопроводов и технологического оборудования (работы греющих саморегулирующих кабелей).

ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»

  • Перевод электроснабжения кустов ЕР-1, ЕР-2 от внешних сетей на электроснабжение от собственной генерации;
  • применение энергоэффективных погружных электродвигателей;
  • замена импортных станций управления кустовых площадок EP-2, NP-1 на отечественные станции;
  • оптимизация выходного напряжения частотно-регулируемого привода на фонде скважин.

СП «Вьетсовпетро»

  • Обеспечение питания для судов (60 Гц, 440 Вт) от береговой электроэнергетической системы при длительных стоянках в порту;
  • обеспечение питания для судов, пришвартованных «вторым бортом», от береговой электроэнергетической системы при длительных стоянках в порту СП «Вьетсовпетро».

АО «Зарубежнефть» стремится бережно использовать тепловую и электрическую энергию. В целом проведенная в 2020 году работа способствовала снижению энергетических затрат по предприятиям и дальнейшему развитию направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности Группы компаний «Зарубежнефть».

План развития программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2021 году

Для дальнейшего развития повышения энергоэффективности по Группе компаний разработана и утверждена Программа энергосбережения на 2021 год, согласно которой предусмотрено 91 мероприятие, шесть из которых долгосрочные. Затраты на их внедрение в 2021 году оцениваются в размере 935,3 млн руб., расчетный экономический эффект за календарный год использования составит порядка 363,5 млн руб., или 10 979 т у. т.

Также Программа предусматривает снижение удельных затрат энергоресурсов на добычу объема добываемой нефтесодержащей жидкости (НСЖ) по дочерним нефтедобывающим предприятиям российского сегмента не ниже 1,0 % к уровню 2019 года.