Digitalization of production processes

It is essential for the Company to incorporate the advantages that technological progress has given us. To this end, the Company responds to the realities of the times and uses the best global practices to improve business efficiency.

In 2020, more than 30 projects were launched as part of digital transformation programs.

The highest priority areas for the Company are the development and introduction of machine-learning technologies, big data processing, artificial intelligence, and software robotics.

The development of digital technologies creates new opportunities for oil and gas production processes, from the ability to remotely control processes and objects to the creation of high-precision simulators for the modeling of physical and chemical processes under given temperature and pressure conditions.

In an attempt to practically apply these opportunities, the following key digital projects with a technological focus are being implemented as part of the Company’s Digital Transformation Program:

  • Digital Field project
  • Digital Core project

DIGITALIZATION OF PRODUCTION PROCESSES

Project

Digital field

Implementation of the complex Digital Field project — a powerful driver for increasing development efficiency

Remote, complex fields can be successfully developed using real-time management methods and technologies, modeling tools and decision support when there is risk and uncertainty.

In this regard, the implementation of the Digital Field project is a powerful driver for improving development efficiency, as it enables remote online management of production facilities, while significantly reducing production costs and increasing operational safety.

Reducing the time that people are physically present at production sites has become even more important given the pandemic. The ability to remotely monitor and control the production process is one of the key goals of the Digital Field.
Remote control

online operation of production facilities

Creation of high-precision simulators

to simulate physical and chemical processes

Decrease in production expenses

and increase in operating safety levels

CONCEPTUAL FLOW CHART

Telemetry data is obtained from oilfield production facilities through an automated dispatch control system (ADCS), which uploads process data on the operation of facilities at Zarubezhneft fields to higher-level systems for the adoption of the management decisions presented below.

  1. The Real-time Monitoring Center Information System (RMC IS). The key higher-level system that aggregates all production indicators at Zarubezhneft is the Real-time Monitoring Center information system, which ensures the calculation of key indicators of ZARUBEZHNEFT GROUP’s subsidiaries, the display of these indicators, and the automated generation of reports.
  2. The Oil and Gas Field Equipment Integrity Automated Information System controls and monitors oil and gas equipment, certifies supervisory equipment, oversees accounting, the correct and safe operation of oil field equipment, and the planning and control of maintenance and repair activities, and predicts equipment failure time (predictive analytics) in the following areas: Mechanics, Power Engineering, Metrology, and Control Instrumentation.
  3. The Production Engineer Automated Workstation (AWS) performs real-time control and monitoring of the condition of the power-operated well stock, calculates the flow and pressure indicators of pumps, generates a preventive maintenance schedule, predicts the movement of crews, and maintains a database of manufacturer’s certificates for submersible equipment.
  4. The Automated Energy Efficiency System (AEES) monitors the state of the energy system, simulates the electric grid, and assesses the energy efficiency of technological processes and the operation of pumping equipment.
  5. The digital passport of the Kharyaga oilfield is a paperless technical data sheet of the Central Gathering Facility of the Kharyaga oilfield. The passport is a joint information center for obtaining data on design, working, engineering, and as-built documentation, which can be accessed from a 3D model of the object with a high degree of detail. The digital passport can display 3D and VR models of the Kharyaga oilfield’s Central Production Facility. It also includes Virtual Reality and Personnel Training Simulator modules.The digital twin of the Kharyaga oilfield is a unique development that has no counterparts in the industry.
  6. The hazardous production facility monitoring information system performs real-time assessments of the condition of hazardous production facilities in hazard classes I and II that are listed in the state register, including monitoring of current technological parameters affecting industrial safety, an analysis of the overall state of industrial safety, and the prediction of emergency situations.
  7. The routine repair and well reconstruction information system helps to plan repair work, ensure real-time accounting and monitoring of the parameters of operations, draft regulatory reporting, analyze work efficiency, and compile a database and electronic dossier of wells.
  8. The drilling management information system ensures real-time and strategic planning, the prompt provision of complete and reliable information to all levels of management about work, research, costs, and operative solutions to geological and technological problems.
Production engineer workstation
Production engineer workstation

OPERATIONAL MONITORING CENTER

Digital Field

The key higher-level system that aggregates all production indicators at Zarubezhneft JSC

It ensures the calculation of key indicators of ZARUBEZHNEFT JSC Group’s subsidiaries, the display of these indicators, and the automated generation of reports.

Implemented system modules:

Operative 2-hour

Material balances

Statements

General display

PRODUCTION ENGINEER WORKSTATION

Digital Field

performs real-time control and monitoring of the condition of the power-operated well stock, calculates the flow and pressure indicators of pumps, generates a preventive maintenance schedule, predicts the movement of crews, and maintains a database of manufacturer’s certificates for submersible equipment

5  developed modules

+70 % available time

DIGITAL PASSPORT OF THE KHARYAGA OILFIELD

Digital Field

The Digital Technical Passport of the Kharyaga Oil Field Central Processing Facility is a joint information center for obtaining data on design, working, engineering, and as-built documentation, which can be accessed from a 3D model of the object with a high degree of detail.

The digital twin of the Kharyaga oilfield is a unique development that has no counterparts in the industry. TOTAL rated this project as a model one.

The biggest significant effect has been achieved by introducing a comprehensive development system that ensures the sound management of the development, planning, and implementation of measures to increase the degree of oil reserves recovery.

DIGITALIZATION OF PRODUCTION PROCESSES

Project

Digital Core

The Company seeks to achieve a real practical effect from digitalizing the production processes of its assets. In the near future, the Company plans to continue the development of the Digital Core project.

At the hydrophobic fractured reservoirs of ZARUBEZHNEFT GROUP’s fields, some of the most urgent issues are the reliable identification of filtration features for the analysis of water-flooding conditions and selection of chemical and physical injection media to increase oil recovery.

The solution is to create approaches and tools for the analysis and modeling of processes at a micro-level (core scale), with the subsequent application of results using standard tools at a macro-analysis level (field scale).

In 2020, VNIIneft JSC and Kazan Federal University (KFU) created a prototype for calculating dual-phase immiscible flows. In 2021, the prototype model is expected to be conveyed to the engineering tool. In addition, the foundations were laid in 2020 for the creation of a new theory for modeling compositional flows on a pore scale.

Goal

Reliable field-scale simulation of EORM using available hydrodynamic simulators

The project focuses on developing a set of experimental and computational tools to study oil and gas reservoir rocks in order to:

  • Enhance the speed and reliability of determining properties
  • Minimize the time and expenses for the selection of EORM agents
  • Ensure the correct transition from core scale to hydrodynamic model scale
  • Reduce uncertainties in the appraisal of new projects
  • Solve the problem of core material preservation

The ability to introduce Digital Core technology to replace traditional core studies is a breakthrough, fundamental step in improving the efficiency of EORM selection and design process, which ensures:

  • A multi-fold increase in the efficiency of the selection and application of tertiary enhanced oil recovery methods
  • A reduction in the cost of EORM selection and the time required to fulfill a pilot project
  • An increase in the success of projects that use EORM

Цифровизация производственных процессов

Для Компании важно внедрять в работу те преимущества, которые дает нам технический прогресс, здесь Компания отвечает реалиям времени и использует лучшие мировые практики, чтобы повысить эффективность бизнеса.

В 2020 году было запущено более 30 проектов в рамках комплексных программ цифровой трансформации.

Наиболее приоритетными направлениями развития и внедрения для Компании являются технологии машинного обучения, обработки больших данных, искусственный интеллект и программная роботизация.

Развитие цифровых технологий открывает новые возможности для процессов нефтегазодобычи: от возможности удаленно управлять процессами, объектами до создания высокоточных симуляторов для моделирования физико-химических процессов при заданных термобарических условиях.

С целью практического применения данных возможностей в рамках утвержденной в Компании Программы цифровой трансформации реализуются ключевые цифровые проекты технологического фокуса:

  • проект «Цифровое месторождение»;
  • проект «Цифровой керн».

Цифровизация производственных процессов

Проект

«Цифровое месторождение»

Реализация комплексного проекта «Цифровое месторождение» — мощный драйвер повышения эффективности разработки.

Успешная разработка удаленных, сложных месторождений возможна при использовании методов и технологий управления в реальном времени, инструментов моделирования и поддержки принятия решений в условиях риска и неопределенности.

В этом контексте реализация комплексного проекта «Цифровое месторождение» становится мощным драйвером повышения эффективности разработки, поскольку позволяет дистанционно управлять эксплуатацией производственных объектов в режиме онлайн, существенно снижая производственные затраты и повышая степень безопасности операций.

Снижение времени физического присутствия человека на производственных площадках стало еще более важно в условиях пандемии. Возможность удаленного контроля и управления производственным процессом — одна из ключевых целей при создании «Цифрового месторождения».
Дистанционное управление

эксплуатацией производственных объектов в режиме онлайн

Создание высокоточных симуляторов

для моделирования физико-химических процессов

Снижение производственных затрат

и повышение степени безопасности операций

Принципиальная схема

Основой для получения данных телеметрии с производственных объектов нефтепромыслов служит автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ), которая обеспечивает подъем технологических данных о работе объектов на месторождениях АО «Зарубежнефть» в вышестоящие системы для принятия управленческих решений, представленные ниже.

  1. Информационная система ЦОМ. Ключевой системой верхнего уровня, агрегирующей все производственные показатели в АО «Зарубежнефть», является информационная система Центра оперативного мониторинга (ИС ЦОМ), которая обеспечивает расчет ключевых показателей работы ДО Группы компаний «Зарубежнефть», визуализацию данных показателей и автоматизированное формирование отчетности.
  2. Автоматизированная информационная система «Целостность нефтегазопромыслового оборудования» осуществляет контроль и мониторинг нефтегазового оборудования, паспортизацию надзорного оборудования, учет, правильную и безопасную эксплуатацию нефтепромыслового оборудования, планирование и контроль выполнения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтам, предсказание времени отказа оборудования (предиктивная аналитика) по направлениям «Механика», «Энергетика», «Метрология» и КИП.
  3. Автоматизированное рабочее место технолога («АРМ технолога») позволяет обеспечивать оперативный контроль и мониторинг состояния механизированного фонда скважин, проводить расчет расходно-напорных характеристик насосов, формировать графики планово-предупредительных ремонтов, осуществлять прогнозирование движения бригад, вести базу паспортов на погружное оборудование.
  4. Автоматизированная система энергоэффективности (АИС ЭНП) позволяет проводить мониторинг состояния энергетической системы, моделирование электрической сети и оценку энергоэффективности технологических процессов и работы насосного оборудования.
  5. Цифровой паспорт Харьягинского месторождения представляет собой электронный технический паспорт Центрального пункта сбора Харьягинского месторождения. Данный паспорт является единым центром информации в части получения данных по проектной, рабочей, конструкторской и исполнительной документации, доступ к которой возможен из 3D-модели объекта с высокой степенью детализации. Цифровой паспорт позволяет увидеть 3D-модель и VR-модель ЦПС Харьягинского месторождения и включает в себя также модули виртуальной реальности и тренажер для персонала. Цифровой двойник Харьягинского месторождения – уникальная разработка, не имеющая готовых аналогов в отрасли.
  6. Информационная система мониторинга опасных производственных объектов позволяет проводить оперативную оценку состояния опасных производственных объектов I и II класса опасности, зарегистрированных в государственном реестре, включающую мониторинг текущих технологических параметров, влияющих на промышленную безопасность, анализ общего состояния промышленной безопасности, прогнозирование аварийных ситуаций.
  7. Информационная система текущего ремонта и реконструкции скважин позволяет проводить планирование ремонтных работ, оперативный учет и контроль параметров выполнения операций, формирование регламентной отчетности, анализ эффективности выполняемых работ, формирование базы данных и электронных дел скважин.
  8. Информационная система управления бурением обеспечивает оперативное и стратегическое планирование, своевременное обеспечение всех уровней управления полной и достоверной информацией о проводимых работах, исследованиях и затратах, оперативное решение геологических и технологических задач.
АРМ технолога добычи
АРМ технолога добычи

ЦЕНТР ОПЕРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА

«Цифровое месторождение»

Ключевая система верхнего уровня, агрегирующая все производственные показатели в АО «Зарубежнефть»

Обеспечивает расчет ключевых показателей работы ДО Группы компаний «Зарубежнефть», визуализацию данных показателей и автоматизированное формирование отчетности.

Реализованные модули системы

Оперативные двухчасовки

Материальные балансы

Отчетность

Генеральный монитор

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ТЕХНОЛОГА

«Цифровое месторождение»

Позволяет обеспечивать оперативный контроль и мониторинг состояния механизированного фонда скважин, производить расчет расходно-напорных характеристик насосов, формировать графики планово-предупредительных ремонтов, осуществлять прогнозирование движения бригад, вести базу паспортов на погружение и оборудование.

5 разработанных модулей

+70 % полезного времени

ЦИФРОВОЙ ПАСПОРТ ХАРЬЯГИНСКОГО М/Р

«Цифровое месторождение»

Электронный технический паспорт Центрального пункта сбора Харьягинского месторождения (ЭТЦП ЦПС) — единый центр информации по проектной, рабочей, конструкторской и исполнительной документации, доступ к которой возможен из 3D-модели объекта с высокой степенью детализации.

Цифровой двойник ХСРП — уникальная разработка, не имеющая готовых аналогов в отрасли. TOTAL оценила данный проект как эталонный.

Основной значимый эффект достигается за счет внедрения комплексной системы разработки, обеспечивающей рациональное управление разработкой, планирование и осуществление мероприятий по увеличению степени выработки запасов нефти.

Цифровизация производственных процессов

Проект

«Цифровой керн»

Компания стремится к получению реального практического эффекта от цифровизации производственных процессов на своих активах. В ближайших планах — продолжение развития проекта «Цифровой керн».

В условиях гидрофобных трещиноватых коллекторов на месторождениях Группы компаний «Зарубежнефть» остро стоят вопросы достоверного определения фильтрационных характеристик для расчета режимов заводнения и подбора химико-физических агентов закачки для увеличения нефтеотдачи пластов.

Решением является создание подходов и инструментов анализа и моделирования процессов на микроуровне (масштаб керна) с последующим применением результатов при использовании стандартных инструментов на уровне макроанализа (масштаб месторождения).

В 2020 году силами АО «ВНИИнефть» и Казанского федерального университета создан прототип для вычисления двухфазных несмешивающихся течений. В 2021 году планируется доведение прототипа до инженерного инструмента. Также в 2020 году были заложены основы для создания новой теории моделирования композиционных течений на масштабе пор.

Цель

Достоверное моделирование МУН в масштабе месторождения с использованием доступных гидродинамических симуляторов

Проект направлен на разработку комплекса экспериментальных и вычислительных средств исследования пород — коллекторов нефти и газа с целью:

  • повысить скорость и достоверность определения фильтрационно-емкостных свойств;
  • сократить время и затраты при подборе агентов МУН;
  • обеспечить корректный переход масштабов керна к масштабам гидродинамической модели;
  • снизить неопределенности при оценке новых проектов;
  • решить проблему сохранности кернового материала.

Возможность внедрения технологии «Цифровой керн» взамен традиционных керновых исследований — прорывной фундаментальный шаг в повышении эффективности процесса выбора и дизайна МУН, который обеспечивает:

  • кратный рост эффективности подбора и применения третичных методов увеличения нефтеотдачи;
  • снижение стоимости подбора МУН, сокращение сроков выхода на ОПР;
  • повышение успешности проектов применения МУН.